ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА
ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ К БАЛЕТУ
Ж.Ж. РОЖЕ-ДЮКАССА "ОРФЕЙ"
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|
Амедео
Модильяни.
Портрет Льва Бакста.
1917.
Холст,
масло. 55,3
х 33
см.
The National Gallery of Art, Вашингтон, США
Биография Льва
Бакста
БАКСТ Лев Самойлович
(собств. РОЗЕНБЕРГ Лейб-Хаим
Израилевич)
9.05 (27.04) 1866 (Гродно) - 27.12.1924
(Париж). Живописец, график, художник театра.
Сын потомственного почетного гражданина
Израиля Самуила-Баруха Рабиновича и Баси Розенберг. Детство и юность провел
в Петербурге. В 1883 окончил 6-ю
классическую гимназию и по совету М. М. Антокольского поступил
вольнослушателем в
Академию художеств. В 1887 ушел из Академии художеств под предлогом
болезни глаз. В 1887-90 работал в мастерской учебных пособий,
организованной писателем и педагогом А. Н. Канаевым. Иллюстрировал детские книги
для издательств А. А. Холмушина и А. Ф. Девриена. С
1889 подписывал свои работы: Бакст (от Бакстер - фамилия бабки по
материнской линии). В 1890-93 делал репортерские наброски для
журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В эти годы писал картины в манере
передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха
еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом».
В
1891 побывал в
Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1890
начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н.
Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его
окружением. В 1893 вновь приехал в Париж, где работал с перерывами до
1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии
Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. По заказу вел. кн.
Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж»
(окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты
«Figaro». В
1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890-95;
М., 1897), С.-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и
академических выставках (1890, 1896-97).
В
1898 стал одним из
основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир
искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров»
(1899-1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901-02), «Весы»
(1904-09), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала
«Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902-05). Оформлял книги
для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска»
А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno
mundi ardentis» М. А.
Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н.
Бенуа и К. А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления
книг и журналов.
В живописи и
станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений — от
салонного академизма до импрессионизма. В начале 1900-х исполнял
портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И. И.
Левитана, Ф. А. Малявина, 3. Н. Гиппиус (литографии; 1899-1901), В. В.
Розанова (пастель, гуашь; 1901), Андрея Белого (цв. кар., мел; 1905), К. А.
Сомова (цв. кар., мел; 1906), и «Портрет С. П. Дягилева с няней» (масло; 1906),
картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум»
(1906). В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по
Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror
antiquus)», которое
получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб.,
1909).
Участвовал в
выставках: русских и финляндских художников (СПб.. 1898), журнала «Мир
искусства» (СПб., 1899-1903; М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903-10), Общества им.
Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные
течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909),
«Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/12), общества «Мир искусства» (СПб.,
М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907)
и
Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне
Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за
границей. В 1906
осуществил общее оформление Выставки русского искусства,организованной
С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран
действительным членом салона и стал кавалером ордена Почетного
легиона.
В 1906-10 руководил художественной школой Е. Н.
Званцевой в Петербурге. В 1910 состоялась анонимная выставка работ
учеников школы, сопровождавшаяся каталогом с его
вступительной статьей. Опубликовал ряд полемических статей об
искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.
В
1910 поселился в
Париже. Накануне отъезда развелся с женой - Любовью Павловной Гриценко
(дочерью
П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради
брака с которой в 1903 принял лютеранство. Вернувшись после развода в
иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Во время пребывания в
Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу, как
иудей. Его ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913),
поддержанное вел. кн. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль
1914). Последний раз посетил Петербург в январе 1914. В мае 1914 был
избран академиком, что давало право на свободное проживание в российских
городах, но этим правом уже не воспользовался.
В начале
1900-х впервые
обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и
балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит»
Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александрийского театра и
балет «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн. Наибольший успех в этой
области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909.
Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П.
Дягилева и с 1911 - художественным директором антрепризы. Осуществил
постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, С. И. Танеева и
М. И. Глинки (1909), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица»
И. Ф. Стравинского (1910), «Видение розы» К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н.
Черепнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М.
Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на
музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на
музыку Д. Скарлатти (1917) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды
Рубинштейн («Мучения св. Себастьяна» К. Дебюсси - 1911, «Елена Спартанская»
Д. де Северака - 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М.
Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913).
В 1917
из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько
лет работал для парижских театров. Оформил по собственным сценариям мимодраму
«Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба - театр «Fémina», 1922),
балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена
(Гранд-Опера, 1922-23). В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил
балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского - свою последнюю крупную
постановку.
Продолжал
заниматься станковой живописью и графикой. Исполнил портреты многих
знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М.
Казатти, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский,
К. Дебюсси, А. Павлова, И.
А. Бунин, Б. Сандрар), написал семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая
красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне.
Провел
персональные выставки в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине
(1913). Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне
(1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924) и
Балтиморе
(1924). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галереи
La
Boëtie и Devambez, 1921), Нью
Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand
Central Ра1асе, 1924).
Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и
костюма в европейских городах и совершил лекционный тур в США (1923). Публиковал
статьи в парижской газете «Comoedia
Illustré».
Умер в
больнице Риэль-Мальмезона от последствий нервного припадка,
случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д'Энди для труппы Иды
Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. Мемориальные выставки
состоялись в Париже (J. Charpentiег, 1925 и
1928), Брюсселе (1926), Льеже (1926), Лондоне (1927) и Берлине (1927). В
1966 в связи со столетием со дня рождения художника мемориальная выставка
прошла в Театральном музее в Ленинграде. В 1992 выставка работ из
петербургских собраний состоялась в Государственном Русском музее. Представлен
во многих музеях мира.
Источник: Лейкинд О. Л.
и др. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. Спб.,
1999, с.114.
©
дизайн сайта, подбор статей и иллюстраций, Алексей
Андреев, 2006 / e-mail: andreevdesign@yandex.ru